О специальных экономических и индустриальных зонах
Закон Республики Казахстан от 3 апреля 2019 года № 242-VІ ЗРК.
Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие настоящего Закона см. ст.59
Вниманию пользователей!
Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при создании, функционировании и упразднении специальных экономических и индустриальных зон на территории Республики Казахстан.
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) специальная комиссия – постоянно действующая комиссия, осуществляющая рассмотрение заявлений управляющих компаний и потенциальных участников специальных экономических зон о включении видов деятельности, не предусмотренных таким перечнем или не соответствующих целям создания специальной экономической зоны, в перечень приоритетных видов деятельности;
2) специальная экономическая зона – часть территории Республики Казахстан с точно обозначенными границами, на которой действует специальный правовой режим специальной экономической зоны для осуществления приоритетных видов деятельности;
3) управляющая компания специальной экономической зоны – юридическое лицо, создаваемое или определяемое в соответствии с настоящим Законом и Законом Республики Казахстан “Об инновационном кластере “Парк инновационных технологий” для обеспечения функционирования специальной экономической зоны;
4) участник специальной экономической зоны – юридическое лицо, осуществляющее на территории специальной экономической зоны приоритетные виды деятельности и включенное в единый реестр участников специальных экономических зон.
При этом:
участникам специальной экономической зоны “Парк инновационных технологий” допускается осуществление приоритетных видов деятельности вне территории данной специальной экономической зоны;
участниками специальной экономической зоны, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы Евразийского экономического союза, могут выступать индивидуальные предприниматели, осуществляющие приоритетные виды деятельности на территории указанной специальной экономической зоны;
5) приоритетные виды деятельности – виды деятельности, определяемые уполномоченным органом, на которые распространяется специальный правовой режим специальной экономической зоны;
6) принцип “одного окна” – форма предоставления государственных и иных услуг на территориях специальной экономической и индустриальной зон, предусматривающая минимизацию участия заявителей в сборе и подготовке документов и ограничение их непосредственного контакта с субъектами оказания государственных и иных услуг;
7) единый технологический процесс – совокупность технологически взаимосвязанных и последовательных действий (работ), выполняемых в процессе производства в рамках одного приоритетного вида деятельности. Совокупность видов деятельности в рамках единого технологического процесса является неотъемлемой частью приоритетного вида деятельности и образует с ним одно целое;
8) проект – комплекс мероприятий, предусматривающих создание современных высокопроизводительных, конкурентоспособных производств и услуг для осуществления приоритетных видов деятельности потенциальным участником, заявителем или участником специальной экономической зоны, а также для осуществления предпринимательской деятельности потенциальным участником, заявителем или участником индустриальной зоны;
9) индустриальная зона – территория, обеспеченная инженерно-коммуникационной инфраструктурой, предоставляемая субъектам частного предпринимательства для размещения и эксплуатации объектов предпринимательской деятельности, в том числе в области промышленности, агропромышленного комплекса, туристской индустрии, транспортной логистики, управления отходами, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
10) управляющая компания индустриальной зоны – юридическое лицо, создаваемое или определяемое в соответствии с настоящим Законом для обеспечения функционирования индустриальной зоны;
11) участник индустриальной зоны – индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, осуществляющие размещение и эксплуатацию объектов предпринимательской деятельности на территории индустриальной зоны в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, с которыми управляющей компанией индустриальной зоны заключен договор об осуществлении деятельности;
12) объекты инфраструктуры – объекты, входящие в состав объектов производства и (или) передачи тепловой и электрической энергии, водоснабжения и газоснабжения, канализации, транспортных коммуникаций, услуг связи и иных объектов специальной экономической или индустриальной зоны;
13) вспомогательные виды деятельности – виды деятельности, необходимые для обслуживания деятельности участников специальной экономической зоны, осуществляемые лицами, не являющимися участниками специальной экономической зоны, на ее территории;
14) лица, осуществляющие вспомогательные виды деятельности, – индивидуальные предприниматели или юридические лица, не являющиеся участниками специальной экономической зоны, осуществляющие вспомогательные виды деятельности в соответствии с настоящим Законом;
15) договор об осуществлении деятельности – договор, заключаемый между участником или несколькими участниками специальной экономической или индустриальной зоны и управляющей компанией специальной экономической или индустриальной зоны, устанавливающий условия осуществления деятельности на территории специальной экономической или индустриальной зоны и (или) в их правовом режиме, права, обязанности и ответственность сторон;
16) региональный координационный совет – консультативно-совещательный орган, возглавляемый акимом области, города республиканского значения, столицы или его заместителем, осуществляющий функции в соответствии с настоящим Законом и иные функции, определенные законодательством Республики Казахстан;
17) заявитель – лицо, подающее заявление в управляющую компанию специальной экономической зоны на осуществление приоритетных или вспомогательных видов деятельности либо заявление в управляющую компанию индустриальной зоны на осуществление предпринимательской деятельности в качестве участника индустриальной зоны;
18) экспертный совет – постоянно действующий межведомственный консультативно-совещательный орган, рассматривающий вопросы целесообразности создания, продления срока функционирования и упразднения специальных экономических зон, а также целесообразности создания, продления срока функционирования и упразднения индустриальных зон республиканского значения в соответствии с настоящим Законом;
19) уполномоченный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических и индустриальных зон.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о специальных экономических и индустриальных зонах
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на государственные и местные исполнительные органы, а также на физических и юридических лиц, являющихся субъектами общественных отношений, возникающих при создании, функционировании и упразднении специальных экономических и индустриальных зон на территории Республики Казахстан.
Статья 4. Принципы государственного регулирования специальных экономических и индустриальных зон
Статья 5. Принцип баланса интересов
Настоящий Закон предусматривает баланс интересов всех субъектов общественных отношений, возникающих при создании, функционировании и упразднении специальных экономических и индустриальных зон на территории Республики Казахстан.
Для целей настоящего Закона под балансом интересов понимается такое состояние правоотношений, в котором права и обязанности сторон соразмерны и стороны имеют равные возможности для реализации своих законных интересов.
Статья 6. Принцип справедливости
Потенциальным участникам специальных экономических и индустриальных зон предоставляются равные возможности доступа для осуществления деятельности на территории таких зон при условии соблюдения требований для осуществления такой деятельности.
Статья 7. Принцип транспарентности
Принцип транспарентности заключается в обеспечении прозрачных, открытых и гласных процедур при создании специальных экономических и индустриальных зон, а также при осуществлении деятельности участников специальных экономических и индустриальных зон и допуске для осуществления деятельности на территории таких зон новых участников.
Статья 8. Принцип стимулирования производства
Принцип стимулирования производства заключается в оказании поддержки отечественным производителям товаров, а также отечественным поставщикам работ и услуг в той мере, в которой это не противоречит международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан.
Статья 9. Цели создания специальных экономических и индустриальных зон
Глава 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА, ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕСТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Статья 10. Компетенция Правительства Республики Казахстан
К компетенции Правительства Республики Казахстан относятся:
1) разработка основных направлений государственной политики в сфере создания и функционирования специальных экономических и индустриальных зон;
2) принятие решения:
о создании специальной экономической зоны, включая определение ее целей, утверждение положения о ней и целевых индикаторов;
о продлении срока функционирования специальной экономической зоны с установлением условий такого продления;
об упразднении специальной экономической зоны;
о создании или определении управляющей компании специальной экономической зоны или индустриальной зоны республиканского значения;
3) определение единого координационного центра;
4) определение типовых функций регионального координационного совета;
5) определение порядка отбора проектов, реализуемых участниками специальных экономических зон, в отношении которых могут применяться международные, региональные стандарты и стандарты иностранных государств;
6) выполнение иных функций, возложенных на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 11. Компетенция уполномоченного органа
К компетенции уполномоченного органа относятся:
1) реализация государственной политики в сфере создания и функционирования специальных экономических и индустриальных зон;
2) осуществление межотраслевой координации деятельности государственных органов и управляющих компаний специальных экономических и индустриальных зон в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических и индустриальных зон;
3) разработка и утверждение перечня приоритетных видов деятельности в разрезе специальных экономических зон по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет;
4) согласование решения о создании, продлении срока функционирования или упразднении индустриальной зоны республиканского значения;
5) разработка и утверждение следующих типовых договоров и форм:
типовых договоров временного возмездного землепользования (аренды) земельными участками, находящимися в государственной собственности, на которых создается специальная экономическая или индустриальная зона;
типовых договоров вторичного землепользования (субаренды) земельными участками, находящимися в государственной собственности, на которых создается специальная экономическая или индустриальная зона;
типовых договоров временного пользования (аренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая или индустриальная зона;
типовых договоров временного вторичного пользования (субаренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая или индустриальная зона;
типовых договоров об осуществлении деятельности;
типовых договоров по надлежащему исполнению функций управляющих компаний специальных экономических зон, индустриальных зон республиканского и регионального значения;
форм заявления и анкеты для регистрации в качестве участника специальной экономической или индустриальной зоны;
формы акта о неисполнении участником специальной экономической или индустриальной зоны обязательств, определенных договором об осуществлении деятельности;
6) разработка и утверждение типовых положений об индустриальной зоне республиканского и регионального значения;
7) утверждение требований к концепциям создания специальной экономической и индустриальной зон;
8) создание специальной комиссии и утверждение положения о ней;
9) создание экспертного совета и утверждение положения о нем;
10) внесение в Правительство Республики Казахстан предложений о создании, продлении срока функционирования или упразднении специальной экономической зоны;
11) разработка и утверждение правил представления управляющей компанией специальной экономической и индустриальной зон отчетности;
12) разработка и утверждение правил выдачи свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве участника специальной экономической зоны;
13) оценка эффективности деятельности специальной экономической зоны в соответствии с методикой оценки эффективности деятельности специальных экономических и индустриальных зон;
14) разработка и утверждение правил ведения единого реестра участников специальных экономических зон;
15) предоставление на ежегодной основе в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан аналитической информации о результатах деятельности специальных экономических и индустриальных зон;
16) разработка и утверждение правил ведения единого реестра индустриальных зон;
17) разработка и утверждение правил и критериев отбора проектов;
18) разработка и утверждение правил проведения конкурсного отбора лиц для управления управляющими компаниями специальных экономических зон и государственных индустриальных зон, а также квалификационных требований к указанным лицам;
19) разработка и утверждение методики оценки эффективности деятельности специальных экономических и индустриальных зон по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию;
20) разработка и утверждение правил создания и функционирования малых индустриальных зон;
21) разработка и утверждение перечня документов для допуска лиц к осуществлению вспомогательных видов деятельности;
22) заключение с управляющей компанией специальной экономической зоны, в создании которой участвует негосударственное юридическое лицо, договора по надлежащему исполнению функций управляющей компании специальной экономической зоны;
23) заключение с управляющей компанией специальной экономической или индустриальной зоны, в создании которой участвует негосударственное юридическое лицо, договора по надлежащему исполнению функций управляющей компании индустриальной зоны республиканского значения;
24) разработка и утверждение правил распределения управляющей компанией специальной экономической или индустриальной зоны земельных участков между участниками специальной экономической или индустриальной зоны;
25) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 12. Компетенция центрального уполномоченного органа по государственному планированию
К компетенции центрального уполномоченного органа по государственному планированию относятся:
1) реализация в пределах своей компетенции государственной политики в сфере создания и функционирования специальных экономических и индустриальных зон;
2) участие в пределах своей компетенции в разработке и согласовании проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан, регламентирующих деятельность специальных экономических и индустриальных зон;
3) согласование методики оценки эффективности деятельности специальных экономических и индустриальных зон;
4) согласование перечня приоритетных видов деятельности, на которые распространяется специальный правовой режим специальной экономической зоны;
5) участие в работе специальной комиссии;
6) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 13. Компетенция уполномоченного государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет
К компетенции уполномоченного государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, относятся:
1) реализация в пределах своей компетенции государственной политики в сфере создания и функционирования специальных экономических и индустриальных зон;
2) участие в пределах своей компетенции в разработке и согласовании проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан, регламентирующих деятельность специальных экономических и индустриальных зон;
3) согласование перечня приоритетных видов деятельности, на которые распространяется специальный правовой режим специальной экономической зоны;
4) участие в работе специальной комиссии;
5) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 14. Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы
К компетенции местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы относятся:
1) реализация в пределах своей компетенции государственной политики в сфере функционирования специальных экономических и индустриальных зон;
2) принятие решения о создании, продлении срока функционирования или упразднении индустриальной зоны республиканского значения по согласованию с уполномоченным органом;
3) принятие решения о создании, продлении срока функционирования или упразднении индустриальной зоны регионального значения, а также малой индустриальной зоны;
4) согласование концепции создания частных индустриальных зон;
5) создание регионального координационного совета с участием представителей субъектов предпринимательства не менее пятидесяти процентов от общего числа;
6) утверждение положения об индустриальной зоне республиканского или регионального значения на основе типового положения индустриальной зоны республиканского или регионального значения;
7) экспертиза проектов создания индустриальной зоны, включая концепцию создания индустриальной зоны, а также обеспечение проведения комплексной вневедомственной экспертизы проектно-сметной документации при строительстве инфраструктуры для создаваемой индустриальной зоны;
8) разработка проектов планов развития индустриальных зон;
9) определение управляющих компаний индустриальных зон;
10) предоставление земельных участков для размещения специальных экономических и индустриальных зон в порядке, установленном Земельным кодексом Республики Казахстан, и заключение с управляющими компаниями специальных экономических и индустриальных зон договоров временного возмездного землепользования (аренды) земельными участками, находящимися в государственной собственности, на которых создается специальная экономическая или индустриальная зона, на основе типовых договоров временного возмездного землепользования (аренды) земельными участками, находящимися в государственной собственности;
11) привлечение потенциальных участников специальных экономических и индустриальных зон;
12) заключение с управляющей компанией специальной экономической или индустриальной зоны договора по надлежащему исполнению функций управляющей компании индустриальной зоны регионального значения;
13) осуществление мониторинга выполнения участниками специальных экономических или индустриальных зон условий договоров об осуществлении деятельности, а также анализ данных мониторинга;
14) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
Глава 3. СОЗДАНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И УПРАЗДНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Статья 15. Порядок создания специальной экономической зоны
Экспертный совет подготавливает заключение в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня внесения предложения о создании специальной экономической зоны.
1) экономической нецелесообразности создания специальной экономической зоны;
2) несоответствия предложения о создании специальной экономической зоны приоритетам государственной экономической политики;
3) несоответствия предложения о создании специальной экономической зоны требованиям в области охраны окружающей среды;
4) необходимости защиты жизни и здоровья людей, особо охраняемых природных территорий, угрозы уничтожения и порчи объектов историко-культурного наследия и обеспечения национальной безопасности страны.
В случае отрицательного заключения экспертного совета уполномоченный орган:
1) в течение пяти рабочих дней со дня вынесения заключения экспертного совета возвращает предложение о создании специальной экономической зоны с указанием причин такого возврата;
2) вносит на рассмотрение Правительства Республики Казахстан проект постановления Правительства Республики Казахстан о создании специальной экономической зоны с приложением заключения экспертного совета.
Статья 16. Порядок изменения границ и (или) площади территории специальной экономической зоны
Предложение может быть подано совместно несколькими юридическими лицами.
Уполномоченный орган отклоняет предложение об изменении границ и (или) площади территории специальной экономической зоны в случаях:
1) несоответствия предложения об изменении границ и (или) площади территории специальной экономической зоны приоритетам государственной экономической политики;
2) несоответствия предложения об изменении границ и (или) площади территории специальной экономической зоны требованиям в области охраны окружающей среды;
3) необходимости защиты жизни и здоровья людей, особо охраняемых природных территорий, угрозы уничтожения и порчи объектов историко-культурного наследия, обеспечения национальной безопасности страны;
4) необоснованности предложения об изменении границ и (или) площади территории специальной экономической зоны;
5) наличия на земельном участке, подлежащем выведению из состава земель, находящихся на территории, на которой действует специальный правовой режим специальной экономической зоны, объектов инфраструктуры либо земельных участков, используемых участником данной специальной экономической зоны для осуществления деятельности на ее территории.
Отклонение предложения об изменении границ и (или) площади территории специальной экономической зоны не является препятствием для последующего обращения с предложением об изменении границ и (или) площади территории специальной экономической зоны.
Решение об изменении границ и (или) площади территории специальной экономической зоны принимается Правительством Республики Казахстан.
Статья 17. Условия функционирования специальной экономической зоны
По решению Правительства Республики Казахстан срок функционирования специальной экономической зоны, указанный в части первой настоящего пункта, может быть продлен.
Специальные экономические зоны также создаются на земельных участках, находящихся в частной собственности граждан и (или) негосударственных юридических лиц.
Управляющая компания передает земельные участки, находящиеся в государственной собственности:
1) участникам специальной экономической зоны, осуществляющим приоритетные виды деятельности на основании договоров об осуществлении деятельности, на безвозмездной основе;
2) лицам, осуществляющим вспомогательные виды деятельности, на возмездной основе.
Совокупная площадь территории специальной экономической зоны, предназначенной для осуществления вспомогательных видов деятельности, не должна превышать десять процентов от общей площади территории специальной экономической зоны.
При этом раздел земельных участков для предоставления участникам специальных экономических зон осуществляет управляющая компания специальной экономической зоны.
В соответствии с договорами об осуществлении деятельности управляющая компания специальной экономической зоны обязана зарезервировать часть земельного участка, предусмотренную под реализацию проекта участника специальной экономической зоны, в соответствии с этапами, определенными в нем. При этом зарезервированные таким образом земельные участки не могут быть переданы иным лицам или иным образом отчуждены управляющей компанией без согласия участника специальной экономической зоны, с которым заключен указанный договор, за исключением случаев, когда такой участник не выполнил обязательств по поэтапной реализации проекта.
Объекты инфраструктуры, созданные полностью или частично за счет бюджетных средств на земельных участках, находящихся в государственной собственности, переданных во временное возмездное землепользование (аренду), могут передаваться управляющей компании в имущественный наем (аренду), доверительное управление, а также в счет пополнения уставного капитала в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Лицам, осуществляющим вспомогательные виды деятельности, и (или) участникам специальной экономической зоны управляющей компанией могут передаваться в имущественный наем (аренду) или поднаем (субаренду) объекты инфраструктуры, созданные полностью или частично за счет бюджетных средств на земельных участках, находящихся в государственной собственности, переданных во вторичное землепользование (субаренду).
Порядок финансирования строительства или реконструкции объектов инфраструктуры за счет бюджетных средств определяется бюджетным законодательством Республики Казахстан.
Участники специальной экономической зоны или лица, осуществляющие вспомогательные виды деятельности, вправе осуществлять за счет собственных средств строительство необходимых им объектов инфраструктуры на территории земельного участка, переданного им.
Управляющая компания вправе передавать земельные участки, находящиеся в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, предназначенные для осуществления приоритетных и (или) вспомогательных видов деятельности, во временное вторичное пользование (субаренду) участникам специальной экономической зоны или лицам, осуществляющим вспомогательные виды деятельности, в соответствии с договором временного вторичного пользования (субаренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона.
Договоры временного пользования (аренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, и временного вторичного пользования (субаренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, заключаются на срок, не превышающий срока создания такой специальной экономической зоны, в соответствии с типовыми договорами временного пользования (аренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая или индустриальная зона, и временного вторичного пользования (субаренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая или индустриальная зона, соответственно.
Собственник земельного участка вправе осуществлять деятельность на территории специальной экономической зоны в качестве участника специальной экономической зоны или лица, осуществляющего вспомогательные виды деятельности, в соответствии с требованиями настоящего Закона. При этом договор временного пользования (аренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, с собственником земельного участка не заключается.
1) своевременное и качественное предоставление государственных и иных услуг;
2) оказание информационной помощи по предоставляемым государственным и иным услугам.
Предоставление иных услуг по принципу “одного окна” может осуществляться управляющей компанией специальной экономической зоны.
1) об осуществлении деятельности;
2) временного возмездного землепользования (аренды) и вторичного землепользования (субаренды) земельными участками, находящимися в государственной собственности, на которых создается специальная экономическая зона, заключаемых между управляющей компанией и участником специальной экономической зоны или лицом, осуществляющим вспомогательные виды деятельности;
3) временного пользования (аренды) и временного вторичного пользования (субаренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается специальная экономическая или индустриальная зона, заключаемых между собственником земельного участка и участником специальной экономической зоны или лицом, осуществляющим вспомогательные виды деятельности.
Статья 18. Процедура рассмотрения заявления на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны
1) недропользователи;
2) организации, производящие подакцизные товары, за исключением организаций, осуществляющих производство, сборку (комплектацию) подакцизных товаров, предусмотренных подпунктом 6) статьи 462 Кодекса Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” (Налоговый кодекс);
3) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы;
4) организации, применяющие (применившие) инвестиционные налоговые преференции, – по контрактам, заключенным с уполномоченным органом по инвестициям до 1 января 2009 года;
5) организации, реализующие (реализовавшие) инвестиционный приоритетный проект и инвестиционный стратегический проект в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях;
6) организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.
При этом в отношении специальной экономической зоны, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы Евразийского экономического союза, к заявителям также не относятся иностранные физические и юридические лица.
1) анкета заявителя по форме, утверждаемой уполномоченным органом;
2) справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
3) копия документа, удостоверяющего личность первого руководителя заявителя;
4) копия устава юридического лица;
5) копия решения высшего органа юридического лица об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны;
6) копия финансовой отчетности на последнюю отчетную дату, подписанная первым руководителем заявителя или лицом, его замещающим, а также главным бухгалтером (бухгалтером);
7) технико-экономическое обоснование проекта, отвечающее требованиям, установленным уполномоченным органом.
При подаче заявления на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны в отрасли информационно-коммуникационных и инновационных технологий прилагается обоснование проекта;
8) выписка обслуживающего банка о движении денег по банковским счетам заявителя и кредитный отчет из кредитного бюро;
9) справка органа государственных доходов по месту регистрационного учета о наличии или отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.
В случае если юридическое лицо на момент подачи документов не является резидентом Республики Казахстан и не зарегистрировано в качестве налогоплательщика Республики Казахстан, то представляется копия справки об отсутствии государственной регистрации в качестве налогоплательщика в органах государственных доходов.
Иностранные юридические лица представляют легализованные документы, указанные в подпунктах 2), 4) и 5) части первой настоящего пункта, легализованную выписку из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки.
1) для индивидуального предпринимателя:
анкета заявителя по форме, утверждаемой уполномоченным органом;
копия документа, удостоверяющего личность физического лица – заявителя, состоящего на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя;
справка органа государственных доходов по месту регистрационного учета о наличии или отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;
2) для юридического лица:
анкета заявителя по форме, утверждаемой уполномоченным органом;
справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
копия документа, удостоверяющего личность первого руководителя заявителя;
копия устава;
копия решения высшего органа юридического лица – заявителя об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны;
копия финансовой отчетности на последнюю отчетную дату, подписанная первым руководителем юридического лица – заявителя или лицом, его замещающим, а также главным бухгалтером (бухгалтером);
справка органа государственных доходов по месту регистрационного учета о наличии или отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.
1) зарегистрировать заявление на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны в журнале регистрации заявлений и разместить на интернет-ресурсе единого координационного центра в день его подачи;
2) проверить полноту пакета представленных документов.
Решение об отказе в заключении договора об осуществлении деятельности с обоснованием его принятия управляющая компания специальной экономической зоны обязана направить в письменном виде заявителю и разместить на интернет-ресурсе единого координационного центра в течение десяти рабочих дней с даты подачи заявления на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны.
Со дня внесения сведений в единый реестр участников специальных экономических зон заявитель признается участником специальной экономической зоны, о чем единый координационный центр уведомляет управляющую компанию специальной экономической зоны. Информация о внесении в единый реестр участников специальных экономических зон заявителя размещается на интернет-ресурсе единого координационного центра.
1) при упразднении специальной экономической зоны;
2) при истечении срока или досрочном расторжении договора об осуществлении деятельности;
3) в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом, гражданским законодательством Республики Казахстан или договором об осуществлении деятельности.
Управляющая компания специальной экономической зоны уведомляет органы государственных доходов о прекращении действия договора об осуществлении деятельности не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения действия договора об осуществлении деятельности.
Финансовое обеспечение участника специальной экономической зоны формируется следующими способами:
1) деньгами;
2) банковской гарантией;
3) поручительством;
4) залогом имущества;
5) договором страхования.
Участник специальной экономической зоны вправе выбрать любой из способов финансового обеспечения, в том числе путем комбинирования нескольких способов.
Положения настоящего пункта не применяются к участникам специальной экономической зоны, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы Евразийского экономического союза.
Статья 19. Порядок включения вида деятельности в перечень приоритетных видов деятельности в разрезе специальных экономических зон
Заявление о включении вида деятельности в перечень приоритетных видов деятельности выносится уполномоченным органом на рассмотрение специальной комиссии в течение пяти рабочих дней с момента поступления такого заявления в уполномоченный орган.
Специальная комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Казахстан и положением о специальной комиссии.
1) уполномоченного органа (председательствующий);
2) уполномоченного органа в области налоговой политики;
3) уполномоченного органа по предпринимательству;
4) уполномоченного государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет;
5) центрального уполномоченного органа по государственному планированию;
6) центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию;
7) Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан.
Для работы специальной комиссии могут также привлекаться иные заинтересованные лица, не имеющие право голоса.
Заседание специальной комиссии считается правомочным при участии всех членов, имеющих право голоса.
1) уполномоченный орган утверждает включение дополнительного вида деятельности в перечень приоритетных видов деятельности;
2) управляющая компания специальной экономической зоны заключает с заявителем договор об осуществлении деятельности.
Статья 20. Процедура лишения статуса участника специальной экономической зоны
Управляющая компания специальной экономической зоны уведомляет участника специальной экономической зоны о неисполнении обязательств, определенных договором об осуществлении деятельности, и необходимости устранения нарушения в срок не более шестидесяти календарных дней.
В случае непринятия участником специальной экономической зоны мер по устранению указанных нарушений управляющая компания специальной экономической зоны не менее чем за десять рабочих дней уведомляет участника специальной экономической зоны о расторжении договора об осуществлении деятельности и договора вторичного землепользования (субаренды) или договора временного вторичного пользования (субаренды) земельным участком.
Статья 21. Требования к лицам, претендующим на осуществление вспомогательных видов деятельности на территории специальной экономической зоны
1) являться казахстанским производителем товаров, работ, услуг;
2) должны быть зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
К заявлению прилагаются документы на бумажном и (или) электронном носителях согласно перечню документов для допуска лиц к осуществлению вспомогательных видов деятельности.
Статья 22. Основание и процедура допуска лиц к осуществлению вспомогательного вида деятельности
1) проверяет соответствие представленных документов перечню документов для допуска лиц к осуществлению вспомогательных видов деятельности;
2) регистрирует заявление на допуск в качестве лица, осуществляющего вспомогательный вид деятельности, в журнале регистрации заявлений. Датой регистрации заявления на допуск в качестве лица, осуществляющего вспомогательный вид деятельности, является день его подачи.
Статья 23. Предоставление коммунальных услуг на территории специальной экономической зоны
Поставщики, осуществляющие снабжение территории специальной экономической зоны электрической, тепловой энергией, газом, водой и оказывающие коммунальные услуги, обязаны обеспечить доступ к таким услугам, аналогичный для иных потребителей таких услуг.
Статья 24. Упразднение специальной экономической зоны
При этом территория такой специальной экономической зоны приобретает статус индустриальной зоны республиканского значения, ее управляющая компания – статус управляющей компании индустриальной зоны, а участники такой специальной экономической зоны и лица, осуществлявшие вспомогательные виды деятельности, – статус участников индустриальной зоны.
Статья 25. Передача права на участие в специальной экономической зоне
В случае слияния юридического лица, обладающего правом на участие в специальной экономической зоне, с другими юридическими лицами право на участие в специальной экономической зоне подлежит переоформлению на вновь возникшее в результате слияния юридическое лицо в соответствии с пунктом 3 или 4 статьи 18 настоящего Закона.
В случае присоединения юридического лица, обладающего правом на участие в специальной экономической зоне, к юридическому лицу, обладающему таким же правом, переоформление права на участие в специальной экономической зоне осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.
Переоформление права на участие в специальной экономической зоне в иных случаях, предусмотренных настоящей статьей, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных настоящим Законом.
Глава 4. СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ЗОН
Статья 26. Виды индустриальных зон
Индустриальные зоны подразделяются на государственные и частные.
Государственные индустриальные зоны подразделяются на следующие виды:
1) индустриальная зона республиканского значения;
2) индустриальная зона регионального значения;
3) малая индустриальная зона.
Статья 27. Общие положения о создании индустриальной зоны
1) индустриальная зона в случае, если предполагается осуществление ее финансирования полностью либо частично из республиканского бюджета;
2) индустриальная зона, которая приобрела статус после упразднения специальной экономической зоны в соответствии со статьей 24 настоящего Закона.
Финансирование строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры до границы частной индустриальной зоны осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
При этом физические или негосударственные юридические лица – собственники частных индустриальных зон в течение двадцати рабочих дней с момента создания индустриальной зоны информируют единый координационный центр об этом.
При этом малая индустриальная зона должна быть расположена на территории введенных в эксплуатацию производственных и иных зданий (помещений), которые передаются субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Такие договоры составляются на основании типового договора об осуществлении деятельности. Всем участникам индустриальных зон, независимо от их вида, гарантируется стабильность заключенных договоров в соответствии с их условиями.
Типовая форма договора об осуществлении деятельности предусматривает обязательные и неизменные условия для всех видов индустриальных зон и условия, которые могут быть изменены по соглашению сторон.
Статья 28. Порядок создания индустриальной зоны республиканского значения
Экспертный совет подготавливает заключение в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня внесения предложения о создании индустриальной зоны республиканского значения.
Такое согласие является основанием для вынесения решения местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы о создании индустриальной зоны республиканского значения.
Экспертный совет выносит отрицательное заключение в случаях:
1) экономической нецелесообразности создания индустриальной зоны республиканского значения;
2) несоответствия предложения о создании индустриальной зоны республиканского значения приоритетам государственной экономической политики;
3) несоответствия предложения требованиям в области охраны окружающей среды;
4) необходимости защиты жизни и здоровья людей, особо охраняемых природных территорий, угрозы уничтожения и порчи объектов историко-культурного наследия и обеспечения национальной безопасности страны.
Мотивированный отказ по основаниям, предусмотренным частью второй настоящего пункта, направляется уполномоченным органом в местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня вынесения заключения экспертным советом.
Получение отказа на предложение о создании индустриальной зоны республиканского значения не является препятствием для последующего обращения с таким же предложением.
Статья 29. Порядок создания индустриальной зоны регионального значения
Параллельно с принятием решения соответствующим местным исполнительным органом разрабатывается концепция создания индустриальной зоны регионального значения с размещением ее на интернет-ресурсе местного исполнительного органа.
1) цели создания индустриальной зоны;
2) перечень критериев отбора проектов индустриальной зоны;
3) оценку воздействия на окружающую среду;
4) предполагаемые финансово-экономические и социальные последствия;
5) схему расположения индустриальной зоны;
6) данные о соответствии мероприятий, предусмотренных в концепции, документам системы государственного планирования;
7) расчеты объема финансирования на реализацию мероприятий в разрезе каждого компонента и возможности достижения прямого и конечного результатов;
8) проект плана развития индустриальной зоны и ее инфраструктуры.
Статья 30. Порядок создания частной индустриальной зоны
1) земельных участков, которым присваивается статус частной индустриальной зоны;
2) объектов инфраструктуры на данных земельных участках, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности на их территории.
1) цели создания индустриальной зоны;
2) оценку воздействия на окружающую среду;
3) схему предполагаемого расположения индустриальной зоны.
Статья 31. Порядок изменения границ и (или) площади территории индустриальных зон
1) по индустриальным зонам республиканского значения – в уполномоченный орган местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы;
2) по индустриальным зонам регионального значения – в соответствующий местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы физическими или юридическими лицами, заинтересованными в изменении границ и (или) площади территории индустриальной зоны.
После оформления правоустанавливающих документов на земельный участок местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы уведомляет единый координационный центр о произведенных изменениях.
1) концепция предлагаемых изменений, включающая обоснования и финансово-экономические расчеты;
2) оценка воздействия на окружающую среду.
Статья 32. Основания для отклонения предложений об изменении границ и (или) площади территории индустриальных зон
1) несоответствия предложения об изменении границ и (или) площади территории индустриальной зоны приоритетам государственной экономической политики;
2) несоответствия предложения об изменении границ и (или) площади территории индустриальной зоны требованиям в области охраны окружающей среды;
3) необходимости защиты жизни и здоровья людей, особо охраняемых природных территорий, угрозы уничтожения и порчи объектов историко-культурного наследия, обеспечения национальной безопасности страны;
4) необоснованности предложения об изменении границ и (или) площади территории индустриальной зоны.
1) несоответствия предложения об изменении границ и (или) площади территории индустриальной зоны требованиям в области охраны окружающей среды;
2) необходимости защиты жизни и здоровья людей, особо охраняемых природных территорий, угрозы уничтожения и порчи объектов историко-культурного наследия, обеспечения национальной безопасности страны;
3) отсутствия правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие прав собственности инициатора заявления на земельные участки, на которые планируется распространить статус частной индустриальной зоны;
4) отсутствия согласия собственника (землепользователя) земельного участка, на территории которого планируется расположение части территории частной индустриальной зоны при изменении границ и (или) площади территории частной индустриальной зоны.
Статья 33. Условия функционирования индустриальных зон
Управляющая компания передает участникам индустриальной зоны республиканского или регионального значения земельные участки на основании договоров об осуществлении деятельности в соответствии с настоящим Законом.
При этом раздел земельных участков для предоставления их участникам индустриальной зоны осуществляет управляющая компания индустриальной зоны. Не допускается избирательный подход при таком разделе.
Право временного пользования (аренды) на земельный участок, используемый для размещения частной индустриальной зоны, предоставляется управляющей компании частной индустриальной зоны на срок, определяемый собственником земельного участка.
Земельные участки предоставляются участникам частной индустриальной зоны на срок, определенный в заключаемом между ними и управляющей компанией индустриальной зоны договоре временного вторичного пользования (субаренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается индустриальная зона.
В соответствии с договорами об осуществлении деятельности управляющая компания обязана зарезервировать часть земельного участка, предусмотренную под реализацию проекта участника индустриальной зоны в соответствии с этапами, определенными в нем. При этом зарезервированные таким образом земельные участки не могут быть переданы иным лицам или иным образом отчуждены управляющей компанией без согласия участника индустриальной зоны, с которым заключен указанный договор, за исключением случаев, когда такой участник не выполнил обязательств по поэтапной реализации проекта.
Участникам индустриальной зоны управляющей компанией индустриальной зоны могут передаваться в имущественный наем (аренду) или поднаем (субаренду) объекты инфраструктуры, созданные полностью или частично за счет бюджетных средств на земельных участках, находящихся в государственной собственности, переданных во временное пользование на условиях, предусмотренных в договорах доверительного управления или имущественного найма (аренды).
Порядок финансирования строительства или реконструкции объектов инфраструктуры за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.
Участники индустриальной зоны вправе осуществлять за счет собственных средств строительство необходимых им объектов инфраструктуры на территории земельного участка, переданного им. Строительство таких объектов осуществляется по согласованию с управляющей компанией индустриальной зоны.
Собственник земельного участка вправе осуществлять деятельность на территории частной индустриальной зоны в качестве учредителя управляющей компании и (или) участника частной индустриальной зоны в соответствии с требованиями настоящего Закона. При этом договор временного пользования (аренды) земельными участками, находящимися в частной собственности, на которых создается частная индустриальная зона, с собственником земельного участка не заключается.
1) своевременное и качественное предоставление государственных и иных услуг;
2) оказание информационной помощи по предоставляемым государственным и иным услугам.
Предоставление иных услуг по принципу “одного окна” может осуществляться управляющей компанией соответствующей индустриальной зоны.
Статья 34. Осуществление деятельности в качестве участника индустриальной зоны республиканского или регионального значения
1) при истечении срока или досрочном расторжении договора об осуществлении деятельности;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом, гражданским законодательством Республики Казахстан или договором об осуществлении деятельности.
Управляющая компания индустриальной зоны республиканского или регионального значения уведомляет участника индустриальной зоны о неисполнении обязательств, определенных договором об осуществлении деятельности, и необходимости устранения нарушения в срок не более шестидесяти календарных дней.
В случае непринятия мер по устранению участником индустриальной зоны указанных нарушений управляющая компания индустриальной зоны не менее чем за десять рабочих дней уведомляет участника индустриальной зоны о расторжении договора об осуществлении деятельности и (или) договора временного вторичного пользования (субаренды) земельным участком.
Статья 35. Упразднение индустриальной зоны республиканского или регионального значения
Срок действия индустриальной зоны республиканского или регионального значения определяется соответствующим решением местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы о создании такой индустриальной зоны.
В случае незавершения участником индустриальной зоны республиканского или регионального значения строительства объектов недвижимости и (или) связанных с ними зданий (сооружений) в момент упразднения индустриальной зоны республиканского или регионального значения местными исполнительными органами предоставляется право временного возмездного землепользования (аренды) на срок не более трех лет.
Управляющая компания упраздняемой индустриальной зоны подлежит ликвидации в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
Глава 5. ЕДИНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
Статья 36. Единый координационный центр
Руководство единого координационного центра назначается и освобождается уполномоченным органом.
Статья 37. Компетенция единого координационного центра
К компетенции единого координационного центра относятся:
1) взаимодействие с государственными органами, участниками (акционерами) управляющих компаний, управляющими компаниями специальных экономических и индустриальных зон, участниками специальных экономических и индустриальных зон по вопросам регистрации участников специальных экономических и индустриальных зон, финансирования и развития инфраструктуры специальных экономических и индустриальных зон;
2) внесение в уполномоченный орган предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о специальных экономических и индустриальных зонах;
3) доверительное управление долями участия в уставном капитале (акциями) управляющих компаний специальных экономических и индустриальных зон, принадлежащими государству;
4) ведение единого реестра участников специальных экономических зон;
5) выдача свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве участника специальной экономической зоны;
6) ведение единого реестра индустриальных зон;
7) мониторинг выполнения условий договоров об осуществлении деятельности на территориях специальных экономических и индустриальных зон;
8) мониторинг состояния объектов инфраструктуры специальных экономических и индустриальных зон;
9) мониторинг достижения управляющей компанией специальной экономической или индустриальной зоны целевых индикаторов, заложенных в стратегии развития;
10) оказание услуг по развитию и продвижению специальных экономических и индустриальных зон, в том числе:
разработка и внедрение в управляющих компаниях специальных экономических и индустриальных зон модели управления, внутренних бизнес-процессов и корпоративных документов;
выработка рекомендаций (предложений) по разработке стратегии развития специальных экономических и индустриальных зон, критериев отбора проектов для специальных экономических зон, планированию финансирования управляющих компаний специальных экономических и индустриальных зон, разработке планов финансирования (составление и консолидация бюджета) специальных экономических и индустриальных зон;
обучение сотрудников управляющих компаний специальных экономических и индустриальных зон;
проведение анализа рынка и консультация управляющих компаний специальных экономических и индустриальных зон по разработке маркетинговой стратегии специальных экономических и индустриальных зон;
проведение целевого маркетинга;
проведение анализа проектов;
обеспечение продвижения отечественных специальных экономических и индустриальных зон на международном рынке;
обеспечение информационного сопровождения деятельности потенциальных участников специальных экономических и индустриальных зон;
оказание содействия в привлечении потенциальных инвесторов в специальные экономические и индустриальные зоны;
11) оказание содействия в достижении целевых индикаторов стратегических документов уполномоченного органа.
Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ
Статья 38. Создание управляющей компании специальной экономической зоны
1) Правительство Республики Казахстан;
2) местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы.
Управляющая компания также может быть создана с участием негосударственного юридического лица, в том числе иностранного юридического лица, имеющего опыт управления специальными экономическими зонами в других странах или Республике Казахстан, с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан об акционерных обществах.
При этом государству в созданной управляющей компании должно принадлежать не более двадцати шести процентов долей участия в уставном капитале (голосующих акций) управляющей компании.
Порядок продажи негосударственному юридическому лицу, в том числе иностранному юридическому лицу, государственного пакета акций акционерных обществ или долей участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью осуществляется в порядке, установленном статьей 105 Закона Республики Казахстан “О государственном имуществе”.
Доли участия в уставном капитале (голосующие акции) управляющих компаний, принадлежащие государству, могут передаваться в доверительное управление единому координационному центру.
Порядок передачи государству долей участия в уставном капитале (акций) управляющих компаний, определенных Правительством Республики Казахстан, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе.
Данная стратегия подлежит переутверждению каждые три года с учетом динамики развития специальной экономической зоны.
Управляющие компании специальной экономической зоны, привлеченные в последующем, осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденной ранее стратегией развития специальной экономической зоны.
Статья 39. Функции управляющей компании специальной экономической зоны
К функциям управляющей компании специальной экономической зоны относятся:
1) взаимодействие с государственными органами по вопросам функционирования специальных экономических зон;
2) предоставление земельных участков во временное возмездное землепользование (аренду), вторичное землепользование (субаренду), временное пользование (аренду) или временное вторичное пользование (субаренду) и предоставление в имущественный наем (аренду) или поднаем (субаренду) объектов инфраструктуры участникам специальной экономической зоны, осуществляющим приоритетные виды деятельности, и лицам, осуществляющим вспомогательные виды деятельности;
3) заключение и расторжение договоров об осуществлении деятельности;
4) представление уполномоченному органу и единому координационному центру отчетности о результатах деятельности специальных экономических зон в порядке, определяемом уполномоченным органом, на основании ежегодных отчетов участников специальных экономических зон;
5) привлечение потенциальных участников специальной экономической зоны;
6) привлечение инвестиций для строительства объектов инфраструктуры и осуществления иных видов деятельности специальных экономических зон;
7) осуществление строительства объектов инфраструктуры согласно утвержденному технико-экономическому обоснованию на земельных участках, не переданных участникам специальной экономической зоны;
8) организация места приема для функционирования Государственной корпорации “Правительство для граждан” по принципу “одного окна”;
9) мониторинг выполнения условий договоров об осуществлении деятельности;
10) проведение маркетинговых исследований по созданию новых производств в специальной экономической зоне;
11) проведение мероприятий по развитию и продвижению специальных экономических зон;
12) обеспечение информационного сопровождения потенциальных участников специальных экономических зон, заявителей, участников специальных экономических зон, в том числе организация встреч потенциальных участников специальных экономических зон, заявителей, участников специальных экономических зон с представителями государственных органов, объединений субъектов частного предпринимательства;
13) привлечение инвестиций для реализации индустриально-инновационных и инвестиционных проектов в специальной экономической зоне;
14) взаимодействие и проведение работы с потенциальными участниками специальных экономических зон, заявителями, участниками специальных экономических зон по принципу “одного окна” и представление интересов участников специальной экономической зоны в рамках реализации данного принципа, в том числе при взаимодействии с государственными органами при получении государственных услуг и иными организациями при получении иных услуг;
15) предоставление коммунальных, логистических и сервисных услуг;
16) участие в проектах государственно-частного партнерства;
17) оказание услуг по разработке бизнес-планов, технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и иной проектной документации;
18) осуществление строительно-монтажных работ на территории специальной экономической зоны и предоставление таких услуг участникам специальной экономической зоны;
19) осуществление работ по благоустройству и содержанию территории специальной экономической зоны;
20) предоставление консалтинговых и маркетинговых услуг участникам специальной экономической зоны;
21) осуществление технического надзора и предоставление инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности по объектам инфраструктуры и предпринимательской деятельности, возводимым на территории специальной экономической зоны;
22) иные функции, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
Статья 40. Отбор лиц для управления управляющей компанией специальной экономической зоны
В случае наличия положительного решения конкурсной комиссии единый координационный центр в течение десяти календарных дней со дня подведения итогов конкурса вносит на заседание совета директоров управляющей компании предложение о назначении лица, прошедшего конкурсный отбор, на должность руководителя управляющей компании.
Советом директоров (решением единственного участника или общего собрания участников) управляющей компании принимается решение о заключении с лицом, прошедшим конкурсный отбор, трудового договора, в котором должны содержаться ключевые показатели его деятельности.
В случае непринятия советом директоров соответствующих мер по расторжению трудового договора с такой управляющей компанией будет расторгаться договор по надлежащему исполнению функций управляющей компании специальной экономической зоны.
Статья 41. Права и обязанности участников специальной экономической зоны
1) пользоваться гарантиями правовой защиты, налоговыми и иными льготами, предусмотренными законами Республики Казахстан;
2) получать земельные участки и строить объекты инфраструктуры для осуществления приоритетных видов деятельности в порядке, установленном Земельным кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом;
3) определять в договоре об осуществлении деятельности виды деятельности, входящие в единый технологический процесс и соответствующие целям создания специальной экономической зоны и приоритетным видам деятельности;
4) привлекать в процессе осуществления приоритетных видов деятельности лиц, осуществляющих вспомогательный вид деятельности;
5) определять вспомогательные виды деятельности;
6) пользоваться иными правами, предусмотренными законами Республики Казахстан.
1) представлять ежегодный отчет о своей деятельности управляющей компании специальной экономической зоны;
2) добросовестно и надлежащим образом выполнять обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан и договором об осуществлении деятельности.
Статья 42. Мониторинг выполнения условий договоров об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны
Мониторинг выполнения условий договоров об осуществлении деятельности ведется:
управляющими компаниями специальных экономических зон постоянно в рамках исполнения договора об осуществлении деятельности на основании первичной документации, а также ежегодных отчетов участников специальных экономических зон;
местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы и единым координационным центром на основе информации, предоставляемой управляющими компаниями специальных экономических зон в форме отчетности, а также информации об участниках специальных экономических зон в соответствии с настоящим Законом.
Статья 43. Финансирование деятельности управляющей компании специальной экономической зоны
Финансирование деятельности управляющей компании осуществляется за счет:
1) вознаграждения за услуги, предоставляемые управляющей компанией участникам специальной экономической зоны;
2) целевого заемного финансирования;
3) доходов от сдачи в имущественный наем (аренду) и поднаем (субаренду) объектов инфраструктуры, земельных участков, а также иного имущества;
4) средств, внесенных в качестве пополнения уставного капитала;
5) бюджетных средств;
6) иных не запрещенных законодательством Республики Казахстан доходов от деятельности управляющей компании.
Подпункт 5) части первой настоящей статьи применяется только в отношении управляющей компании специальной экономической зоны, сто процентов долей участия в уставном капитале (акций) которой принадлежат государству.
Глава 7. УПРАВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ ЗОНАМИ
Статья 44. Создание управляющей компании индустриальной зоны
1) Правительство Республики Казахстан – управляющей компании индустриальной зоны республиканского значения;
2) местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы – управляющей компании индустриальной зоны республиканского или регионального значения;
3) собственник частной индустриальной зоны в соответствии с настоящим Законом.
При этом государству в созданной управляющей компании должно принадлежать не более двадцати шести процентов долей участия в уставном капитале (голосующих акций) управляющей компании.
Порядок продажи негосударственному юридическому лицу, в том числе иностранному юридическому лицу, государственного пакета акций акционерных обществ или долей участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью осуществляется в порядке, установленном статьей 105 Закона Республики Казахстан “О государственном имуществе”.
Доли участия в уставном капитале (голосующие акции) управляющих компаний, принадлежащие государству, могут передаваться в доверительное управление единому координационному центру.
Порядок передачи государству долей участия в уставном капитале (акций) управляющих компаний, определенных Правительством Республики Казахстан, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе.
При этом отбор лиц для управления управляющими компаниями индустриальных зон республиканского значения осуществляется по согласованию с уполномоченным органом.
Данная стратегия подлежит переутверждению каждые три года с учетом динамики развития индустриальной зоны республиканского или регионального значения.
Стратегия развития индустриальной зоны республиканского значения подлежит согласованию с уполномоченным органом, индустриальной зоны регионального значения – с местным исполнительным органом.
Управляющие компании индустриальной зоны, привлеченные в последующем, осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденной ранее стратегией развития индустриальной зоны.
В случае непринятия советом директоров соответствующих мер по расторжению трудового договора с такой управляющей компанией будет расторгаться договор по надлежащему исполнению функций управляющей компании индустриальной зоны.
В случае непринятия советом директоров соответствующих мер по расторжению трудового договора с такой управляющей компанией будет расторгаться договор по надлежащему исполнению функций управляющей компании индустриальной зоны.
Статья 45. Функции управляющей компании индустриальной зоны
К функциям управляющей компании индустриальной зоны относятся:
1) взаимодействие с государственными органами по вопросам функционирования индустриальных зон;
2) предоставление земельных участков и предоставление в имущественный наем (аренду) или поднаем (субаренду) объектов инфраструктуры участникам индустриальной зоны;
3) заключение и расторжение договоров об осуществлении деятельности;
4) представление уполномоченному органу и единому координационному центру отчетности о результатах деятельности индустриальных зон в порядке, определяемом уполномоченным органом, на основании ежеквартальных отчетов участников индустриальных зон;
5) привлечение потенциальных участников индустриальной зоны;
6) привлечение инвестиций для строительства объектов инфраструктуры и осуществления иных видов деятельности индустриальных зон;
7) осуществление строительства объектов инфраструктуры согласно утвержденной проектно-сметной документации на земельных участках, не переданных участникам индустриальной зоны;
8) организация места приема для функционирования Государственной корпорации “Правительство для граждан” по принципу “одного окна” и иных организаций, предоставляющих услуги для участников индустриальных зон;
9) мониторинг выполнения условий договоров об осуществлении деятельности;
10) проведение маркетинговых исследований по созданию новых производств в индустриальной зоне;
11) проведение мероприятий по развитию и продвижению индустриальных зон;
12) обеспечение информационного сопровождения потенциальных участников индустриальных зон, заявителей, участников индустриальных зон, в том числе организация встреч потенциальных участников индустриальных зон, заявителей, участников индустриальных зон с представителями государственных органов, объединений субъектов частного предпринимательства;
13) привлечение инвестиций для реализации индустриально-инновационных и инвестиционных проектов в индустриальной зоне;
14) взаимодействие и проведение работы с потенциальными участниками индустриальных зон, заявителями, участниками индустриальных зон по принципу “одного окна”;
15) предоставление коммунальных, логистических и сервисных услуг;
16) участие в проектах государственно-частного партнерства;
17) оказание услуг по разработке бизнес-планов, технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и иной проектной документации;
18) осуществление строительно-монтажных работ на территории индустриальной зоны и предоставление таких услуг участникам индустриальной зоны;
19) осуществление работ по благоустройству и содержанию территории индустриальной зоны;
20) предоставление консалтинговых и маркетинговых услуг участникам индустриальной зоны;
21) осуществление технического надзора и предоставление инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности по объектам инфраструктуры и предпринимательской деятельности, возводимым на территории индустриальной зоны;
22) представление интересов участников индустриальных зон в рамках реализации принципа “одного окна”, в том числе при взаимодействии с государственными органами при получении государственных услуг и иными организациями при получении иных услуг;
23) иные функции, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
Статья 46. Права и обязанности участников индустриальной зоны
1) пользоваться гарантиями правовой защиты, предусмотренными законами Республики Казахстан;
2) получать земельные участки и строить объекты инфраструктуры для осуществления своей деятельности на территории индустриальной зоны в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом;
3) пользоваться иными правами, предусмотренными законами Республики Казахстан.
1) представлять ежегодный отчет о своей деятельности управляющей компании индустриальной зоны;
2) добросовестно и надлежащим образом выполнять обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан и договором об осуществлении деятельности.
Статья 47. Мониторинг выполнения условий договоров об осуществлении деятельности на территории индустриальной зоны
Мониторинг выполнения условий договоров об осуществлении деятельности ведется:
управляющими компаниями индустриальных зон постоянно в рамках исполнения договора об осуществлении деятельности на основании первичной документации, а также ежегодных отчетов участников индустриальных зон;
местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы и единым координационным центром на основе информации, предоставляемой управляющими компаниями индустриальных зон в форме отчетности, а также информации об участниках таких индустриальных зон в соответствии с настоящим Законом.
Статья 48. Финансирование деятельности управляющей компании индустриальной зоны
Финансирование деятельности управляющей компании индустриальной зоны осуществляется за счет:
1) вознаграждения за услуги, предоставляемые управляющей компанией участникам индустриальной зоны;
2) целевого заемного финансирования;
3) доходов от сдачи в имущественный наем (аренду) и поднаем (субаренду) объектов инфраструктуры, земельных участков, а также иного имущества;
4) средств, внесенных в качестве пополнения уставного капитала;
5) бюджетных средств;
6) иных не запрещенных законодательством Республики Казахстан доходов от деятельности управляющей компании индустриальной зоны.
Подпункты 4) и 5) части первой настоящей статьи применяются только в отношении управляющей компании индустриальной зоны, сто процентов долей участия в уставном капитале (акций) которой принадлежат государству.
Статья 49. Ликвидация управляющей компании индустриальной зоны
Решение о добровольной ликвидации управляющей компании индустриальной зоны принимается общим собранием участников (акционеров), которое определяет ликвидационную процедуру по соглашению с кредиторами и под их контролем в соответствии с законами Республики Казахстан.
Глава 8. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ И УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ЗОН
Статья 50. Специальный правовой режим специальной экономической зоны
На территории специальной экономической зоны действует специальный правовой режим, являющийся совокупностью условий функционирования специальной экономической зоны, для участников специальной экономической зоны в соответствии с настоящим Законом, налоговым, таможенным, земельным законодательством Республики Казахстан, а также законодательством Республики Казахстан о занятости населения.
Статья 51. Налогообложение участников и управляющих компаний специальных экономических зон, управляющих компаний индустриальных зон
Участники и управляющие компании специальных экономических зон, управляющие компании индустриальных зон применяют налоговые льготы в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
Статья 52. Таможенное регулирование в специальных экономических зонах
Границы специальной экономической зоны, в пределах которых действует таможенная процедура свободной таможенной зоны, определяются в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан о создании специальной экономической зоны.
Таможенный контроль на территории специальной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, осуществляется органами государственных доходов в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.
Статья 53. Товары, помещаемые под таможенную процедуру свободной таможенной зоны
Товары, ввезенные на территорию специальной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в порядке и на условиях, определенных таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, и рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Евразийского экономического союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.
Статья 54. Привлечение иностранной рабочей силы для работы на территории специальной экономической или индустриальной зоны
Привлечение иностранной рабочей силы для работы на территории специальной экономической или индустриальной зоны осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения.
Статья 55. Гарантии правовой защиты участников специальной экономической и индустриальной зон
Статья 56. Государственно-частное партнерство в специальной экономической и индустриальной зонах
Государственно-частное партнерство в специальных экономических и индустриальных зонах осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственно-частного партнерства.
Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 57. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о специальных экономических и индустриальных зонах
Нарушение законодательства Республики Казахстан о специальных экономических и индустриальных зонах влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 58. Переходные положения
Для участников специальной экономической зоны в отрасли информационно-коммуникационных технологий и инновационных технологий требование осуществления деятельности на территории специальной экономической зоны не будет являться обязательным условием до 1 января 2028 года для следующих видов деятельности:
1) проектирование, разработка, внедрение и производство баз данных и аппаратных средств, проектирование, разработка, внедрение и производство программного обеспечения (в том числе опытных образцов);
2) услуги по хранению и обработке информации в электронной форме с использованием серверного инфокоммуникационного оборудования (услуги дата-центров);
3) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и внедрению проектов в области информационно-коммуникационных технологий.
После вынесения решения об определении вида индустриальной зоны в порядке, установленном частью первой настоящего пункта, юридические лица, фактически выполняющие функции управляющей компании индустриальной зоны, приобретают статус управляющей компании индустриальной зоны республиканского или регионального значения.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие размещение и эксплуатацию объектов предпринимательской деятельности на территории таких индустриальных зон на основании договоров с юридическими лицами, указанными в части второй настоящего пункта, приобретают статус участников индустриальной зоны республиканского или регионального значения.
Лица, указанные в части первой настоящего пункта, в течение шести месяцев после дня введения в действие настоящего Закона должны привести свою деятельность в соответствие с требованиями законов Республики Казахстан, предъявляемыми к участникам специальной экономической зоны, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы Евразийского экономического союза.
Статья 59. Порядок введения в действие настоящего Закона
Президент Республики Казахстан К. ТОКАЕВ
© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан
Ask a question to the head of management
Information
Reception of citizens